Эксперты — о коррупции в «Газпроме»


Никто не знает, как борются с коррупцией в 'Газпроме'

Никто не знает, как борются с коррупцией в «Газпроме»

02.03.2011 11:23
«Транспэрэнси Итернэшнл» и Институт мониторинга доходов проанализировали деятельность 44 компаний мира, на долю которых приходится около 60 процентов мировой добычи нефти и газа, и опубликовали доклад о том, как крупные компании борются с коррупцией внутри своих структур. По результатам этого доклада было заявлено о том, что общественности ничего не известно о том, как в «Газпроме» борются с коррупцией и борются ли вообще.

Между тем, руководство корпорации знало о том, что международные неправительственные организации готовят соответствующий доклад. Об этом заявил заместитель директора российского отделения «Транспэрэнси Интернэшнл» Иван Ниненко:

– Методология следующая: по открытым источникам информации эксперты проверяли данные разных корпораций. В случае с «Газпромом» стало ясно, что в открытых данных никакой информации об антикорруционных программах нет. В России это, наверное, не очень принято, но в международных требованиях к корпорациям есть положение, согласно которому в работу корпораций должны внедряться внутренние антикоррупционные механизмы, чтобы каждый сотрудник знал, что он может предпринять в случае, если у него возникло подозрение, что его непосредственный руководитель вовлечен в какие-то коррупционные схемы. Перед публикацией данный отчет направлялся во все крупные компании, и у «Газпрома», в принципе, была возможность ответить, где находятся их антикоррупционные программы, и почему эксперты их не обнаружили. Но «Газпром» не посчитал нужным это сделать.

Совсем не удивлен выводами доклада «Транспэрэнси Интернэшнл» партнер и аналитик компании «РусЭнерджи» Михаил Крутихин:

– «Газпром», мягко говоря, это такое национально-паразитическое достояние, поскольку компания представляет собой большой механизм по распиливанию собственных бюджетов между дружественными подрядчиками. В этом заключается ее главная задача. В рамках инвестиционной программы компания тратит больше половины заработанных денег нецелевым образом – то есть завышенные сметы, дружественные подрядчики. Километр строительства нефтепроводов обходится в среднем в 2-3 раза дороже, чем у любой другой компании в мире. Это можно назвать коррупцией.

Любопытно, что по тому же самому параметру у другой российской компании – «Роснефть» – показатели по мировым стандартам средние: она сделала достоянием гласности 41 процент информации, касающейся мер по борьбе с коррупцией. Иван Ниненко объясняет этот факт, среди прочего, тем, что к «Роснефти» перешли активы ЮКОСа, в которых были в свое время уже проведены программы по внедрению открытости и противодействию коррупции. Эксперт по проблемам нефтегазовой отраслиМихаил Крутихин уточняет:

– Во-первых, «Роснефть» гораздо труднее проверить, поскольку она в большей степени принадлежит государству и у нее не так много крупных частных собственников, о которых она должна раскрывать данные. Это – компания с четко определенной структурой собственности. Дело в том, что опубликованный отчет, ничего не говорит о раскрытии коммерчески интересной информации для тех же инвесторов, он говорит о раскрытии структурной информации, то есть какие собственники и какова структура самой компании.

В докладе также приводятся сведения о раскрытии информации об организационной структуре нефтегазовых компаний. В этой сфере показатели у российских компаний достаточно приличные: у «Газпрома» – 81 процент, у «Роснефти» — 75 и у «Лукойл» – 50. Аналитик Михаил Крутихин считает, что антирекорды, поставленные «Газпромом» или «Роснефтью», вряд ли повлияют на отношение к ним западных партнеров:

– Я думаю, что они уже давным-давно понимают, что такое «Газпром» и что такое «Роснефть». Безвыходное положение. Если кто-то хочет заниматься крупными проектами в России, то ему неизбежно будут подсовывать в партнеры либо «Газпром», либо «Роснефть». Учитывая все репутационные и политические риски, иностранные компании готовы к такому сотрудничеству. В основном, конечно, с «Роснефтью», а не с «Газпромом», поскольку и репутация у «Газпрома» из рук вон плохая, и есть проблемы в организации совместных предприятий.

 

Реклама

Posted on 03/03/2011, in Наше дело - правое!. Bookmark the permalink. Оставьте комментарий.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: