«МиГи» уступили индийский рынок европейским истребителям


«Рособоронэкспорт» исключен из самого дорогого в мире конкурса закупок авиатехники.

Российский военпром потерял крупнейший рынок сбыта новейших средних истребителей. Многоцелевой истребитель МиГ-35 выбыл из тендера на поставку в Индию 126 боевых машин на общую сумму свыше 10 миллиардов долларов. Тендер был одним из самых дорогостоящих проектов в мировой практике закупок авиатехники. Из гонки выбыли и американские F-16 IN Fighting Falcon и F/A-18 Super Hornet. Теперь в «шорт-листе» претендентов на обновление индийских ВВС остались две европейских модели: Eurofighter и французский Rafale. Месяц назад Россия также бесславно уступила «танковую» заявку Таиланда украинским конкурентам.

Конкурс на поставку многофункциональных истребителей был объявлен еще в 2007 году. По условиям тендера, победитель должен будет инвестировать 50% от суммы контракта в военное производство и локализацию на территории Индии. Первые 18 самолетов предлагается поставить в собранном виде из-за рубежа, остальные 108 должны быть изготовлены индийской самолетостроительной компанией Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL). На тендер были выставлены шесть самолетов: российский МиГ-35, шведский Gripen, американские F-16 Fighting Falcon и F/A-18 Super Hornet, а также Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Самолеты испытывались в базах, расположенных в самых разных климатических зонах Индии (Бангалор – тропики, Джайлсаймер – пустыни, Лех – горы Тибета).

Все эти годы Москва излучала полную уверенность, что МиГ-35 – безусловный фаворит в борьбе за многомиллиардный куш. Самоуверенность российских оборонщиков привела к тому, что в начале года, за считанные месяцы до объявления решения по тендеру, МиГ-35, в отличие от всех конкурентов, даже не прибыл на главный авиасалон страны-покупателя – Aero India-2011 в Бангалоре. При этом представители правительства Индии официально заявляли, что через своего посла в Москве они пытались не только выяснить причины неявки, но убедить Россию все-таки прислать самолет, но так ничего и не добились.

По словам Николая Бунтина, директора программы МиГ-35, главного конструктора Инженерного центра «ОКБ им. А.И. Микояна», «этот самолет поколения «4++» спроектирован для требовательных заказчиков – таких, как ВВС России и Индии. Приступая к разработке МиГ-35, мы исходили из фундаментального требования: он должен превосходить по боевым и эксплуатационным качествам истребители четвертого поколения и успешно противостоять в воздушных боях самолетам пятого поколения».

Индийские эксперты также довольно высоко оценивали шансы МиГ-35, который, в частности, выигрывал у конкурентов за счет своей более низкой цены: Eurofighter Typhoon и Rafale заметно дороже. К тому же, в отличие от «МиГов», оба новейших европейских истребителя до событий в Ливии практически ни разу не использовались в реальных боевых действиях, отмечает «Коммерсант».

Тендер был очень важен для РСК «МиГ», в случае победы у компании были бы долгосрочные перспективы на индийском рынке, но и после проигрыша ей есть чем заняться, в первую очередь корабельными самолетами, приводит газета «Ведомости» высказывание директора Центра анализа мировой торговли оружием Игоря Коротченко. Для МиГ-35 поражение критично, возражают эксперты, цитируемые «Коммерсантом»: оно фактически означает, что эти истребители не получат и ВВС РФ, а также сильно снижает шансы продать их еще кому-нибудь в мире. Не так давно было объявлено, что Минобороны РФ также намерено закупить партию МиГ-35. Крупнейший контракт с Дели на 126 машин позволял существенно снизить в серии внутреннюю цену истребителя. Теперь же целесообразность развертывания его производства ради относительно небольшого заказа для ВВС РФ становится крайне сомнительной, и, скорее всего, от этих планов придется отказаться, утверждает газета.

В последней опубликованной отчетности (только за 2009 год) РСК «МиГ» при выручке в 24,8 млрд руб. получила чистый убыток в 7,9 млрд руб., в середине года ее долг оценивался в 44 млрд руб. В тот год Алжир отказался от закупок 34 МиГ-29, их выкупили ВВС России, кроме того, «МиГ» получил в 2009 году госсубсидии на 30 млрд руб., а общий объем господдержки составил около 47 млрд рублей.

У «МиГа» есть контракт с Мьянмой на поставку 20 МиГ-29 объемом в 400 млн евро, который будет выполнен в ближайший год, контракт с Индией на поставку 29 корабельных МиГ-29К/КУБ стоимостью $1,3 млрд (срок до 2016 г.), контракт на модернизацию 62 индийских МиГ-29 (до 2015 г.) и контракт с Сирией на 24 МиГ-29М/М2 (около $1 млрд). Кроме того, в российскую госпрограмму вооружений до 2020 г. включены закупки 26 корабельных МиГ-29 и не менее 72 МиГ-35, но контракты еще не заключены. По словам представителей РСК «МиГ», у компании обширные планы по производству корабельных истребителей МиГ-29К и машин на их базе.

В США поражение Boeing и Lockheed Martin восприняли крайне болезненно. Американский посол в Дели Тимоти Ремер вчера заявил, что США «глубоко разочарованы» предварительными итогами тендера, а затем неожиданно подал в отставку. Впрочем шансы американских боевых машин были заведомо меньше, чем у их конкурентов – по политическим соображениям. Эксперты в Дели признавали, что в случае с США в долгосрочной перспективе никогда не известно, не подпадут ли те или иные виды вооружений, продаваемые Индии, под санкции. Тем более, до недавнего времени Индия имела печальный опыт американских санкций в связи с развитием своих ядерных программ.

На завершающем этапе поддержку своим производителям оказывали первые лица: президенты РФ и Франции Дмитрий Медведев и Никола Саркози, премьер Великобритании Дэвид Кэмерон и президент США Барак Обама. Однако Индия сделала выбор в пользу Европы, еще раз подчеркнув, что диверсификация источников получения вооружений является ключевым принципом оборонной стратегии этой страны. На вооружении индийских ВВС в настоящее время находятся французские Mirage 2000, которые в 80-е начали закупать параллельно с советскими МиГ-29, а также британские ударные самолеты Jaguar наряду с близкими им по назначению МиГ-27. В последнее десятилетие Индия отдала России крупнейшие оборонные контракты: на авианосец «Адмирал Горшков» и группировку МиГ-29К для него, на фрегаты и аренду атомной подлодки. С Москвой Дели подписался создавать крылатые ракеты BrahMos, истребитель пятого поколения и новый транспортный самолет MTA. У США же впервые в истории Индии были закуплены, в частности, новейшие морские патрульные самолеты P-8 и военно-транспортные С-130.

К настоящему времени в копилке российских авиастроителей есть сделки по поставке, а также сборке в Индии в общей сложности 248 истребителей Су-30МКИ на общую сумму $7,75 миллиардов.


Реклама

Posted on 29/04/2011, in Медвепуты, Наше дело - правое!, Политика, Слава Руси!, Эрефия and tagged , . Bookmark the permalink. Оставьте комментарий.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: